Массовая практика использования шахмат ранее в советской школе, а также анализ работы педагогов в зарубежных странах подтверждают уникальные возможности шахмат для обучения, развития и воспитания учащихся разных возрастов. В марте 2012 года Европарламент принял декларацию «Шахматы в школе», призывающей все государства-члены Европейского Союза ввести преподавание шахмат в образовательных учреждениях.
Шахматы учат ребёнка предупреждать и контролировать угрозы противника, интенсивнее и длительное внимание необходимо не только в момент анализа вариантов, а на протяжении всей игры. Можно превосходно вести партию и добиться выигрышного положения, но достаточно ослабить сосредоточенность на несколько секунд, чтобы все плоды предыдущей работы пошли насмарку.
Шахматы учат действовать в определенных, не тобой созданных условиях по очень жестким правилам. Это дисциплинирует ум, а главное - тренирует волю. «Каждый проигрыш – это критика наших шахматных знаний, нашей теоретической и практической подготовки.
Шахматы – замечательная школа воспитания воли, они требуют самообладания и твердости в отношении самого себя». С помощью шахмат учим их задавать себе и отвечать на вопросы "если я сделаю это, что может случиться потом, и как я могу ответить?" С течением времени шахматы помогают развивать терпение и вдумчивость.